Главная Форум Файлы Статьи
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Перевоплощение-реинкарнация
D1Tp0uДата: Среда, 13.01.2010, 05:00 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 146
Репутация: 0
Статус: Offline
- от лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение») - переселение душ, присущее ряду религиозных систем, а также встречающееся в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении) представление о посмертном существовании человека, смысл которого заключается в том, что душа человека возвращается в мир снова и снова в новых телесных воплощениях. Обычно цепь перевоплощений имеет некоторую цель, то есть душа претерпевает эволюцию. Данное воззрение получило свое распространение еще в древнейших культурах, от Индии до Египта.
В разных мировоззренческих системах в цепь перевоплощений могут втягиваться разные классы существ: от представителей одного народа до всего множества разумных существ (божества, духи), разных живых существ (животные) и неограниченного множества объектов (растения, камни, вещи).
В современной культуре «фактологической базой», поддерживающей веру в реинкарнацию, служат случаи, когда люди будто бы вспоминают свои предыдущие жизни, начинают идентифицировать себя с неким (не широко известным) человеком из прошлого, проявлять несвойственные им умения, например, говорить на незнакомом им языке.

Представление, согласно которому душа после смерти возвращается в новое тело, чтобы прожить еще одну жизнь. Вера в перевоплощение характерна не только для наиболее развитых религий Востока, но и для племенных обществ всего мира.
Согласно опросу, проведенному службой Гэллапа в 1981 году, почти четверть американского населения верит в перевоплощение. Хотя опрос службы Гэллапа не принимал во внимание деталей этой веры, вероятно, что соответствующие представления большинства американцев заимствованы из индуизма или буддизма — может быть, посредством спиритуализма, спиритизма или теософии. Многие не осознают, что индуистские представления (из которых развились соответствующие буддийские) выросли из комплекса верований, характерных для коренных племенных народов Индии. Эти последние верования были частью комплекса верований о духах и душах, составлявших широко распространенное анимистическое мировоззрение, анимизм же считается самой ранней из мировых религий.
Анимистические представления о душе более сложны и разнообразны, чем западные верования. Разные племенные общества придерживаются разных верований, которые, однако, могут рассматриваться как относящиеся к одному и тому же комплексу идей или принципов. Это указывает на возможное существование одного общего комплекса идей, из которого выделились разные верования, существующие по сей день.
Одно из общих анимистических представлений о перевоплощении состоит в том, что дух умершего человека после смерти претерпевает разделение, и одна часть его отправляется в Землю Мертвых (см. Жизнь после смерти), где она становится родовым духом, другая же возвращается на землю и одушевляет новое тело. Некоторые племенные народы верят, что каждый человек имеет более чем одну душу, и в этом случае одна из его душ может перевоплощаться, а другая становится родовым духом.
Племенные общества часто считают, что имя человека обладает духовными качествами, даже задает тип души. Многие эскимосские группы убеждены в существовании так называемой "души имени". Эта душа является собственной частью имени, так что, давая ребенку имя, ему дают и душу. Если ребенок постоянно плачет, то считается, что ему дали неправильное имя и что если найти правильное имя и назвать им ребенка, то он успокоится. Иногда призывают шаманов, которые должны догадаться, кто из предков настойчиво требует использовать свое имя.
Представление, будто ребенок, который непрерывно плачет, получил неправильное имя, характерно и для многих других обществ Северной и Южной Америки и Африки. Ребенка иногда специально заставляют плакать, чтобы определить, кто из предков воплотился в тело новорожденного. Младенца заставляют плакать (например, брызгая на него водой) и при этом называют имена умерших родственников, и это продолжается до тех пор, пока он не успокаивается. Представители восточно-африканской народности нанди принуждают ребенка плакать, поднося к его носу табак, в ожидании, что он чихнет, когда будет названо должное имя. Это имя и дается ребенку, причем считается, что именно его малыш и носил в предыдущей жизни.
Плач — не единственный метод, используемый для установления личности ребенка в прошлой жизни. Очень часто одному из родителей снится сон, который как бы предвещает, что в их ребенке вновь родится какой-то определенный человек. Во многих обществах детей осматривают в поиске родимых пятен или родовых дефектов, которые могут указать на то, кем они были. Иногда на трупы наносят метки, которые должны позволить проследить путь умершего в его будущей жизни. В Западной Африке нанесение увечий детям, умерших в младенчестве, чрезвычайно распространено, особенно если одна семья потеряла двух или более детей подряд. Верят, что один и тот же ребенок возвращается снова и снова и каждый раз умирает молодым специально, чтобы причинить страдания своим родителям. Считается, что нанесение увечий телу одного из этих детей сделает их духи непривлекательными для других духов. По этой причине духи разрешат им и долго жить в следующем рождении.
Перевоплощение может быть облегчено или затруднено посредством метода похорон. Детей часто хоронят под полом дома, полагая, что это облегчит их душам возвращение к их матерям. Взрослых, чьи духи сильнее, а тем самым и более опасны после смерти, чаще хоронят не в доме, а на окраинах деревни. Некоторые африканские племена прибегают к другим средствам управления процессом воплощения: людей, которые по той или иной причине нежелательны, просто бросают в кусты. Таким образом у них отбивают желание вернуться в эту общину или же препятствуют их возвращению.
Человеческие существа могут рождаться вновь не только как человеческие дети, но и как животные. По крайней мере, так считают во многих обществах. Иногда встречается верование, что душа проходит ряд разных животных форм, прежде чем прекратит свое существование. Однако верят также, что по прохождении этого ряда или, возможно, единственной животной жизни человек вновь рождается как человеческое существо. Именно это верование скорее всего и было первоначальным. В анимистической системе верований многие животные виды считаются имеющими души. По мнению коренных обитателей Америки, животные позволяют людям охотиться и убивать себя, поскольку это делается должным образом и гуманно. Соблюдение охотником определенной процедуры гарантирует перевоплощение духов животных и продолжение вида в следующем сезоне.
Из нескольких характерных особенностей, отличающих анимистические представления о перевоплощении от соответствующих индуистских и буддийских верований, самым важным является понятие кармы. Карма, которая была названа "моральным законом причины и действия", предполагает представление, согласно которому обстоятельства нынешней жизни человека определены его поступками (хорошими и не очень хорошими) в предыдущих жизнях. Что делает человек в этой жизни, сыграет известную роль в определении его судьбы в будущих жизнях. Это представление, неразрывно связанное для многих людей с их пониманием перевоплощения, сложилось в ходе развития анимистических верований в известное индуистское представление о перевоплощении. Понятие кармы отсутствует в анимистических представлениях о перевоплощении.
Это весьма интересный момент, поскольку в научных исследованиях перевоплощения, проведенных Яном Стевенсоном и другими учеными, представление о карме не получило надлежащего подтверждения. Стевенсон работал с детьми, которые утверждали, что они помнят прошлые жизни. Во многих случаях Стевенсон не только рассматривал вербальные утверждения детей, но и принимал во внимание многие из тех "признаков" перевоплощения, которые признают племенные народы, - например, родимые пятна и родовые дефекты, рассказы о снах и страхи, которые относятся к травмам предыдущей жизни (таким, как смерть). Кроме того, антропологи также сообщали о детях, которые утверждали, будто они помнят предыдущие жизни, и эти случаи по своей форме чрезвычайно напоминают ситуации, с которыми сталкивался Стевенсон. Таким образом, можно сказать, что научное исследование подтверждает скорее анимистические представления, нежели индуистские и буддийские.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: